Сложная статейка получилась!
Надеюсь оценишь!!!
Третьим вечером, когда нас уже было пятеро (одна палатка), ПОДУЛО. К морозу добавились снег и позёмка. Палатку поставили уйдя немного в сторону и ниже, в укрытии ледниковых трещин. Высота ночёвки 5100.
На видео утренние сборы.
Дальше стояла задача подняться на вершину и спуститься на седловину. Похоже, планы пройти траверс, на этом этапе, уже сменились планами спуститься по простому пути вниз на юг в цивилизацию.
Чем выше мы поднимались, тем сильнее дул ветер. Очки, горнолыжные маски, как-то очень быстро становились непрозрачными. Без очков видимость тоже пропадала. Тогда надо было руками отковырять ледяную скорлупу прилипшую к бровям, ресницам.
Ветер был СИЛЬНЫЙ. Склон стал покруче - вершина уже где-то рядом... В паре мест вешали верёвку для безопасности, чтобы не улететь на льду. Застёжки на рюкзаке никак не хотели застёгивается: после каждого вытаскивается веревки и убирания её обратно в рюкзак долго мучился с ними. Как-то они снегом забивались и не хотели полностью защелкнуться. Высота уже приличная и работоспособность уже поубавилась.
А ВЕТЕР!!! Он стал дуть так, что находясь в его власти становилось невозможно надышаться:
Дальше лирическое отступление:
Когда-то в школе, я видимо хорошо учил физику. Проходили мы закон Бернулли. Говорит он примерно следующее:
(Так то это про течение жидкостей было, но в нашем случае про воздух). Если ветра нет, то давление, скажем одна атмосфера, а чем быстрее он дует, тем давление меньше. То есть ты как бы оказываешься в ещё более разреженном воздухе.
На практике это происходило так:
Ветер дул справа из-за гребня. Гребень довольно узкий. Местами удобнее и безопаснее (с точки зрения рельефа) идти левее, местами правее или прямо по гребню. Но как только я оказывался на гребне, из-за скорости ветра, я никак не мог надышаться. Как бы часто я не дышал, уставал я ещё быстрее!!! Прямо чувствовал, что рюкзак с каждой секундой всё больше гнёт меня к земле, а воздух в груди кончается! Это доводило даже до какой-то паники! Ещё, на гребне ты получал новую порцию колючих иголок в глаза и снова надо было снимать варежки и проделывать отверстия в ледяной скорлупе для того, чтобы видеть.
В один такой момент, сидя на гребне, я пытался в очередной раз смотать верёвку и убрать её в рюкзак. И до чего довела меня невозможность надышаться? И ещё то, что мне снова предстоит застёгивать непослушные застёжки рюкзака. Я смотал верёвку и... БРОСИЛ ЕЁ на камни здесь же на гребне! Сполз левее гребня, где скорость ветра позволяла ДЫШАТЬ!
Пока я боролся с веревкой, меня все обогнали, а я реально выдохся.
Трое ребят продолжали двигаться вперёд вверх, а мы с Сергеем приотстали.
Ситуация была такой, что, где-то уже рядом вершина, после которой хорошо известный спуск на седловину Эльбруса. Там полого и много места для палаток и скорее всего меньше ветер. А здесь, где ты находишься, только крутые склоны, такой же крутой спуск ещё далеко обратно вниз. Чувствуется, что вершина где-то рядом, но сколько ещё потребуется сил, и хватит ли их? Не начнёт ли уже скоро темнеть? Скорость передвижения казалось стала совсем медленной. Хотелось где-то уже сделать привал. Но кругом только ВЕТЕР!
Да, из-за этого ветра мы ни разу за день не перекусили. Кажется пили чай из термоса.
Сергей уже начал ковырять в фирновом склоне ямку, чтобы закопаться. Но склон был совсем не подходящий - крутой и твердый. Я, то отходил вперёд на пару метров, то возвращался к Сергею. Перекричать ветер можно было только находясь совсем рядом друг с другом. Ещё у меня было понимание, что ребята, которые ушли вперёд, будут продолжать двигаться и это правильно. Нам тоже надо было как-то продолжить движение. Сергей говорит, что хорошо запомнил мои слова: "надо бросать рюкзаки, или мы здесь останемся". Ха! Прикольно! Мы бросили рюкзаки! Я взял из рюкзака только тент от палатки. Стойки несли ребята. Сергей взял ледоруб. Рюкзаки мы повесили на мой ледоруб и Серёгины палки. Дальше налегке пошлось конечно легче. На вершине снова пришлось вылезать на сторону, где хозяин ВЕТЕР. Мы ползли. Я опять задыхался. Вершина на которой я был много раз, была другой! Пропал каменный столбик. Или его засыпало снегом, или он реально разрушился. Из под снега торчала только одна какая-то металлическая табличка чудом не унесённая куда-нибудь всё тем же ветром. Из-за пурги не было видно ориентир Восточную вершину. Попробовал включить телефон, но он никак не ловил спутники. Пошёл по памяти и увидел ВЕШКИ!
Дальше темнело, но мы уже двигались по знакомой дороге. И ура! Впереди показались силуэты! Мы догнали наших ребят!!!
Дальше мы ставили палатку, сдуло спальный мешок, укатился термос, неизвестно когда пропал один снегоступ, ну а наши с Сергеем рюкзаки в полном составе лежали где-то по ту сторону вершины.
На трёх ковриках и двух спальниках мы провели довольно комфортную ночь. Отпились чаем (благо одна горелку из двух была у ребят и газа тоже хватало). Ветер был сильным, но позволял ставить палатку и жить.
Странно было, что при сильном морозе на улице, в палатке мы были мокрыми. Снег или задувало с улицы, или он конденсатом оседлал на потолке палатки и потом снова оказывался на нас, наших вещах и таял. Когда ты вылезал на улицу, напитанная влагой одежда (особенно рукавицы) становилось колом.
Утренние сборы, из-за этой впитавшейся сырости были тоже сложными. Мёрзли руки. Зато термос нашли! Ну, а дальше был спуск, хорошая видимость, ратрак до канатной дороги; кафе с шурпой и хычинами.
Вопрос 1: ЗАЧЕМ всё это???
Вопрос 2: Когда теперь за рюкзаками идти???
Благодарю друг тебя, за то что был рядом!
Завтра выезжаем в Казань!!! До встречи!